Кафедра Строительной Механики и Теории Упругости СПбГТУ в 1902-1917г.г.
Department Logo Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет
КАФЕДРА СТРОИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКИ И ТЕОРИИ УПРУГОСТИ
St.Petersburg State Polytechnical University
Structural Mechanics and Theory of Elasticity Department
English version
e-mail: smitu@cef.spbstu.ru
История кафедры / 1902г. - 1917г.

На главную страницу История кафедры Продолжение

Перед тем, как приступить к описанию истории кафедры важно отметить, что до 1934 года понятие "кафедра" означало профессорскую должность, а не коллектив преподавателей и научных сотрудников, как сейчас. Кафедру можно было занимать, но никак не заведовать ею. Однако у нынешней кафедры "Строительная механика и теория упругости" была богатая предыстория, связанная с именами выдающихся ученых и педагогов, и эта предыстория берет начало в первую годовщину открытия Политехнического института. С момента начала занятий лекции студентам различных отделений читали одни и те же профессора. Поэтому большинство ныне существующих кафедр на многих факультетах университета связывают свое прошлое с именами одних и тех же ученых. Не является исключением и наша кафедра. Многие из преподавателей строительной механики и статики сооружений одновременно преподавали эти же и другие дисциплины сразу на нескольких отделениях.

На всех технических отделениях института, открытых в 1902 г. (а их было всего три: кораблестроительное, металлургическое и электромеханическое), в рамках общеинженерной подготовки преподавались строительная механика и статика сооружений (позже обе дисциплины были объединены под названием "строительная механика"). Поскольку эти дисциплины изучались студентами с 3-го семестра, то первые занятия по ним начались осенью 1903 г.

Портрет В.Л.Кирпичева В декабре 1902 г. в Политехнический институт был приглашен выдающийся ученый в области теоретической и прикладной механики Виктор Львович Кирпичев (1845-1913). Он имел богатый опыт преподавания в Михайловской артиллерийской академии, в Петербургском и Харьковском технологических институтах и в Киевском политехническом. В Петербургский политехнический он был принят на должность председателя Строительной комиссии. Столь ответственная работа была поручена В.Л.Кирпичеву как организатору и директору институтов в Харькове и Киеве. В 1904 г. проф.Кирпичев начал читать студентам всех технических отделений курс прикладной и строительной механики. В 1907 г. были изданы его "Беседы о механике", позже многократно переиздававшиеся.

Курс статики сооружений читал профессор Сергей Иванович Дружинин (1872-1935), более известный в связи с другой дисциплиной - сопротивлением материалов. Действительно, С.И.Дружинин был автором учебника "Сопротивление материалов", десять раз переиздававшегося при его жизни. Он же в 1903-1906 гг. занимался оборудованием механической лаборатории, которой заведовал до 1931 г.

На кораблестроительном отделении помимо общих для всех технических отделений строительной механики и статики сооружений преподавалась "Строительная механика корабля" - новая дисциплина и наука, основоположником которых стал Иван Григорьевич Бубнов (1872-1919) - выдающийся корабельный инженер и ученый, конструктор первых отечественных подводных лодок, преподаватель с 1904 г. и профессор с 1909 г. Политехнического института. В 1909-1911 гг. он опубликовал фундаментальный труд "Строительная механика корабля". Проф.Бубнов читал студентам-корабелам и курс теории упругости.

Первыми преподавателями - руководителями упражнений и проектирования по курсам строительной механики и статики сооружений были:

Александр Константинович Зайцев (1893-1951), более известный как специалист по вопросам трения и смазки (за работы в этой области он в 1937 г. получил докторскую степень без защиты диссертации). Кроме того А.К.Зайцев был первым и единственным до 1907 г. на все технические отделения преподавателем геодезии;

Константин Михайлович Дубяга (1877-?) - выпускник путейского института, пришедший в Политехнический институт вслед за своим учителем С.И.Дружининым. Он преподавал статику сооружений, а большей частью - сопротивление материалов и теоретическую механику;

Николай Алексеевич Рынин (1877-1942), приглашенный в Политехнический по окончании путейского института в 1902 г. и тут же направленный в Германию к проф. Г.Мюллер-Бреслау для подготовки к преподаванию строительной механики. Помимо этой дисциплины Н.А.Рынин преподавал начертательную геометрию (он был чуть ли не единственным ее преподавателем на весь институт), динамику машин и курс металлических конструкций. Особую известность Н.А.Рынин получил за свой энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полетов на Луну ("Межпланетные сообщения",1928-1932 гг.). Его именем назван кратер на обратной стороне Луны. В Политехническом институте Н.А.Рынин работал до 1931 г.

Степан Прокофьевич Тимошенко (1878-1972) - сокурсник Н.А.Рынина по путейскому институту, приглашенный в 1903 г. в Политехнический на должность ст. лаборанта по прикладной механике. С 1903/4 уч.г. он был преподавателем статики сооружений.

В 1906 г. на место С.П.Тимошенко, уехавшего в Киев для занятия там профессорской кафедры, был принят Станислав Игнатьевич Белзецкий (1856-?) - опытный проектировщик и строитель железных дорог, мостов и других сооружений, автор ряда работ в области строительной механики и теории упругости, внесший важный вклад в теорию расчета арок и сводов.

Осенью 1907 г. в институте начались занятия еще на трех технических отделениях: инженерно-строительном, механическом и химическом. В 1909 г. два из них (кроме химического) были учреждены официально. В инициативную группу по открытию инженерно-строительного отделения (предшественника гидротехнического факультета) кроме декана электромеханического отделения М.А.Шателена входили три преподавателя строительной механики и статики сооружений: С.И.Дружинин, В.Л.Кирпичев и С.И.Белзецкий. На отделении в 1909 г. были учреждены сразу две кафедры строительной механики (две профессорские должности). Одну кафедру занял С.И.Белзецкий, другая свыше десяти лет оставалась вакантной и была упразднена.

К осени 1909 г., когда студенты первого приема новых отделений достигли 5-го семестра, учебная нагрузка по статике сооружений резко возросла. Лекции по этой дисциплине стал читать проф.Белзецкий. Профессору Дружинину пришлось нести увеличенную нагрузку по курсу сопротивления материалов - он был единственным лектором по этой дисциплине на всех пяти технических отделениях, а вдобавок - деканом инженерно-строительного отделения (до 1915 г.) и заведующим механической лабораторией (административные должности до революции оплачивались отдельно и никоим образом не освобождали профессоров от основной нагрузки - чтения лекций). С курсом лекций по прикладной и строительной механике управлялся один проф. Кирпичев. Для ведения упражнений по строительной механике и статике сооружений были приглашены новые преподаватели:

Леонид Васильевич Ассур (1878-1920), окончивший в Москве Университет и Высшее техническое училище. В Политехническом институте он наряду с прикладной и строительной механикой преподавал черчение, теоретическую механику, теорию механизмов и машин, спецкурс регулирования машин. Л.В.Ассур успел за свою короткую жизнь создать рациональную классификацию плоских шарнирных механизмов и разработать методику образования плоских механизмов любой жесткости методом последовательного наслоения кинематических цепей "групп Ассура";

Иосиф Иосифович Бентковский (1878-1931), тоже окончивший две высшие школы - Университет и путейский институт в Петербурге. Он преподавал статику сооружений, а также математику, сопротивление материалов и теоретическую механику. В 20-х годах он сосредоточился на строительной механике и сопротивлении материалов, будучи профессором в нескольких институтах ;

Фото Б.Г.Галеркина Борис Григорьевич Галеркин (1871-1945) - будущий первый заведующий кафедрой и академик, а в 1909 г. - начинающий преподаватель, очень способный инженер и теоретик, поступивший на службу в Политехнический через два месяца после выхода из тюрьмы, где отбывал 1,5-годичное заключение за политическую деятельность. В том же 1909 г. была опубликована написанная в тюрьме первая работа с длинным названием: "Теория продольного изгиба и опыт применения теории продольного изгиба к многоэтажным стойкам, стойкам с жесткими соединениями и системам стоек". До революции его преподавательская деятельность почти не выходила за рамки одного механического отделения.

Имена выдающихся ученых-механиков И.Г.Бубнова и Б.Г.Галеркина соединились в названии широко распространенного в математике и механике "метода Бубнова-Галеркина" для приближенного решения вариационных задач не путем минимизации функционала энергии, а непосредственно исходя из преобразованных дифференциальных уравнений (И.Г.Бубнов опубликовал идею метода для частного случая в 1913 г., а Б.Г.Галеркин - для общего случая в 1915 г.).

Александр Мефодьевич Редько (1862-?), окончивший в Петербурге Технологический и путейский институты. Между этими двумя институтами у него были десять лет работы на строительстве железных дорог и первые публикации по строительной механике. В Политехническом А.М.Редько работал недолго - с 1908 по 1912 гг. Он преподавал на инженерно-строительном отделении курсы статики сооружений и строительного искусства.

В 1913 г. после кончины В.Л.Кирпичева курс строительной механики был отделен от прикладной механики и его стал читать проф. Дружинин. Тогда же в институт вернулся С.П.Тимошенко, покинувший Киев еще в 1911 г. и уже успевший занять в Петербурге две кафедры сопротивления материалов - в Электротехническом и путейском институтах. В Политехническом ему поначалу пришлось довольствоваться должностью преподавателя строительной механики и теории упругости. После ухода из института И.Г.Бубнова студенты-корабелы слушали лекции по теории упругости вместе со студентами-строителями у проф.Белзецкого. С 1915 г. лекции на кораблестроительном отделении читал С.П.Тимошенко, ставший профессором. В период работы в Политехническом институте до эмиграции С.П.Тимошенко создал свои классические учебники "Курс сопротивления материалов" (1911) и "Курс теории упругости" (1914-1916).

С 1911 г. до революции преподавателями статики сооружений были еще два инженера-путейца, имевшие солидный опыт строительства мостов в Петербурге, Пскове и в других городах:

Оттомар Александрович Мадиссон (1879-?), эмигрировавший позже в Эстонию, где стал профессором Таллинского политехнического института, а в 1946 г. - академиком АН Эстонии;

Станислав Ромуальдович Миллер (1880-?), совмещавший преподавательскую деятельность со службой в Обществе Восточно-Китайской ж.д.

В 1913 г. на место ушедшего А.М.Редько был приглашен Александр Михайлович Бородулин (1886-?) - выпускник Технологического института, во время учебы в котором он под руководством С.И.Белзецкого проектировал каменные трубы и своды, устои и быки мостов, мосты и фермы.

Для полноты списка преподавателей дореволюционного периода должны быть названы еще двое, работавшие исключительно на кораблестроительном отделении:

Анатолий Иоасафович Маслов (1884-1968), окончивший Морскую академию в 1913 г. и тогда же приглашенный в Политехнический по представлению проф.Бубнова. Это был уже опытный кораблестроитель с Балтийского завода и будущий главный конструктор крейсера "Киров" и других крупных кораблей ВМФ. В институте он вел занятия по строительной механике корабля и теории упругости, заведуя одновременно техническим бюро на Адмиралтейском заводе;

Яков Матвеевич Хлытчиев (1886-1963) - выпускник кораблестроительного отделения 1911 г., оставленный в институте для преподавания строительной механики корабля и теории упругости. Преподавание он совмещал с работой на Балтийском судостроительном заводе. В 1918 г. он выехал из Петрограда в Киев, а затем, как и С.П.Тимошенко, в Югославию, где стал академиком.

Немногочисленная группа преподавателей обеспечивала преподавание строительной механики и статики сооружений на всех пяти технических отделениях и теории упругости на кораблестроительном и инженерно-строительном. Между тем число студентов в институте к 1914/15 уч.г. достигло 6 тысяч. Прикладная и строительная механика преподавались одинаково на всех отделениях: на 3-м и 4-м семестрах по 3 ч. лекций и 2 ч. упражнений еженедельно. Статика сооружений преподавалась на разных отделениях в разном объеме: на электромеханическом - в 4-м и 5-м семестрах по 2 ч. упражнений в неделю; на металлургическом - в 5-м семестре 2 ч. упражнений и в 8-м семестре - 4 ч. лекций; на кораблестроительном - в 5-м семестре по 2 ч. лекций и упражнений; на механическом - в 4-м семестре по 2 ч. лекций и упражнений и в 5-м семестре по 3 ч. упражнений; на инженерно-строительном - в 5-м семестре 4 ч. лекций, в 6-м семестре - 4 ч. лекций и 2 ч. упражнений, в 7-м семестре - по 2 ч. упражнений еженедельно.

Кроме того студенты-строители изучали теорию упругости - по 2 ч. лекций в 6-м и 7-м семестрах. Студентам-корабелам строительная механика корабля и теория упругости преподавались в рамках одного курса с 7-го по 10-й семестры (на этом отделении теоретический курс проходили не за 7 семестров, а за 9). Важно отметить, что подготовка в области строительной механики и статики сооружений на инженерно-строительном отделении была одинаковой на сухопутно-дорожном и на гидротехническом подотделах (включая мелиоративную специализацию). Поначалу и теория упругости была обязательной для обоих подотделов, но в годы мировой войны для гидротехников она стала необязательной. Что касается общего числа учебных часов, отводимых тогда на указанные дисциплины на инженерно-строительном отделении, то оно в 1,5 - 2,5 раза больше, чем теперь, спустя 80-90 лет, на разных специальностях гидротехнического факультета.

На главную страницу История кафедры Продолжение
Department Logo Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет
КАФЕДРА СТРОИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКИ И ТЕОРИИ УПРУГОСТИ
St.Petersburg State Polytechnical University
Structural Mechanics and Theory of Elasticity Department
English version
e-mail: smitu@cef.spbstu.ru